Тарифные и нетарифные барьеры во внешней торговле

Барьер Право

Целью транснациональных корпораций является либерализация внешней торговли. А государства исторически стремились к защите внутреннего рынка, т.е. к протекционизму. Отсюда происходит возведение торговых барьеров и борьба с ними.

Барьер — любое препятствие для проникновения в иностранных товаров на внутренний рынок. Торговые барьеры ограничивают выбор продуктов, и, следовательно, вынуждают потребителя платить более высокую цену и довольствоваться худшим качеством.

Тариф — пошлина, взимаемая со стоимости или количества импортируемого товара.

Фискальные пошлины применяются при импорте товаров в отношении продукции, которая не производится местными предприятиями. Ставки фискальных пошлин невысоки. Их задача дать бюджету страны дополнительные поступления.

Протекционистские пошлины направлены на защиту местных производителей от конкуренции со стороны иностранцев. Эти тарифы обычно не останавливают импорт совершенно. Они просто дают местным производителям существенное конкурентное преимущество, делая отечественную продукцию более привлекательной.

Антидемпинговые пошлины. Демпинг считается частным случаем недобросовестной конкуренции, поэтому страна вводит дополнительные тарифы для импорта товаров. Однако, подозрительный на демпинг случай, может быть проявлением конкурентного преимущества товара, например, вследствие сравнительного преимущества страны.

Возвратные пошлины (архаич.). Впервые о них можно прочить, видимо, у Адама Смита «предоставление купцу права получить обратно при вывозе весь или часть акциза или внутренней пошлины, взыскиваемых с отечественной промышленности» [1. Стр. 480]. В современной терминологии это называется избежанием двойного налогообложения.

Импортная квота — максимальный объем продукции в натуральном или стоимостном выражении, который может быть импортирован в страну за определенный период. Импорт сверх квот недопустим.

Нетарифный барьер — любые барьеры (кроме протекционистских тарифов) в торговле между странами. Это могут быть импортные квоты, затруднительные требования по лицензированию, стандартам качества, бюрократические препятствия при таможенном оформлении. Ограничивая количество выдаваемых лицензий, правительства регулируют импорт.

Добровольные экспортные ограничения — иностранные поставщики добровольно отказываются от экспорта, чтобы избежать введения протекционистских пошлин или квот.

Субсидии — платежи местным производителям в целях их поддержки. Это позволяет национальным производителям держать более низкую цену и продавать больше товаров на внутреннем рынке и за рубежом (экспортные субсидии).

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.

Оцените статью
ВЭД.РФ
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии