Импортер обязан обеспечить информацию для потребителей, если речь идет о товарах, попадающих в розничную торговлю. А также правильно маркировать продукцию производственно-технического назначения. Плюс учесть иные требования по маркировке товаров (например, для ввоза продукции). Ошибка в маркировке товара может стоить импортеру очень дорого.
ИСТОЧНИКИ ПРАВА
Требования об информации для потребителей могут содержаться в различных нормативных правовых актах.
Желательно изучить:
- Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 О защите прав потребителей.
- Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 “Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации”.
- Технический регламент для своего товара.
Примеры:- Технический регламент “О безопасности низковольтного оборудования”.
- Технический регламент “О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков”.
- Технический регламент “Пищевая продукция в части ее маркировки”.
- Постановление Правительства РФ от 18.09.2012 N 943 “Об особенностях маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке или знаком соответствия, и о порядке информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и факторах, от которых он зависит”
- Технический регламент Таможенного Союза “О безопасности упаковки”.
- Подзаконные акты, касающиеся своего товара. Например, Приказ Минсельхоза РФ от 29 декабря 2010 г. N 456 “Об утверждении Правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании”.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Информацию для потребителя можно разбить на следующие категории:
Необязательная информация
Примеры:
- Срок службы товара. Об этом говорит пункт 1 статьи 5 закона “О защите прав потребителей”. Установить срок службы в данном случае — это право, а не обязанность . Если не упомянуть о кратком сроке службы, то согласно пункту 6 статьи 19 закона “О защите прав потребителей” придется нести ответственность за существенные недостатки товара в течение десяти лет.
- Гарантийный срок согласно пункту 6 статьи 5 закона “О защите прав потребителей”. Если гарантийный срок не установить, то согласно пункту 1 статьи 19 закона “О защите прав потребителей”, срок предъявления претензий со стороны потребителя будет может стать предметом оценочного суждения – «разумный срок» в пределах двух лет со дня передачи их потребителю.
- Дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока. Об этом гласит пункт 6 статьи 5 закона “О защите прав потребителей”.
- Знак соответствия системы добровольной сертификации, согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании”. Это опять маркетинг. Обязательная сертификация не подчеркнет конкурентных преимуществ товара. И обязательная сертификация подразумевает соответствие продукции оценку соответствия продукции требованиям пожарной безопасности требованиям. А добровольная сертификация может подразумевать более сложную оценку соответствия продукции.
Обязательная информация
Обязательная информация — это информация, разместить которую нам предписывают различные нормативные документы. Место расположения информации может быть не регламентировано. Или может быть строго определено. При этом надо помнить, что по отдельным товарам перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Об этом гласит пункт 1 статьи 10 закона “О защите прав потребителей”.
Примеры:
- Срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Это требование закреплено в пункте пункт 2 статьи 5 закона “О защите прав потребителей”.
- Срок годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. Такое требование предусмотрено пунктом 4 статьи 5 закона “О защите прав потребителей”. Продажа таких товаров без указания срока годности запрещена.
- Сведения о необходимых действиях потребителя по истечении срока службы или срока годности товаров и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению (пункт 2 статьи 10 закона “О защите прав потребителей”).
- Специальные правила, которые необходимо соблюдать для безопасности использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации (пункт 3 статьи 7 закона “О защите прав потребителей”).
- Информация об обязательном подтверждении соответствия товара (пункт 4 статьи 7 закона “О защите прав потребителей”). Это сведения о сертификате или декларации соответствия. См. Письмо Госстандарта РФ ОТ 22.09.2000 N ИК-110-19/3022 «О предоставлении информации об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности». При этом указываются сведения о номере сертификата или декларации соответствия, о сроке его действия и об организации, его выдавшей (пункт 3 статьи 10 закона “О защите прав потребителей”).
- Информацию об изготовителе (пункт 1 статьи 8 закона “О защите прав потребителей”). При этом надо указать фирменное наименование (наименование) и место нахождения (адрес) (пункт 1 статьи 9 закона “О защите прав потребителей”).
- Адрес (место нахождения), фирменное наименование уполномоченной организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 10 закона “О защите прав потребителей”). Уполномоченные организации — это организации, наделенные правом принимать претензии потребителей. При этом не стоит путать уполномоченные организации и авторизованные сервисные центры. Сервисный центр выполняет только гарантийный ремонт. Например, потребитель чаще всего не может, в сервисном центре реализовать свое право получения аналогичного товара на период ремонта.
- Адрес импортера (пункт 2 статьи 10 закона “О защите прав потребителей”).
- Наименование технического регламента или иное наименование документа о техническом регулировании (пункт 2 статьи 10 закона “О защите прав потребителей”).
- Сведения об основных потребительских свойствах товаров (пункт 2 статьи 10 закона “О защите прав потребителей”).
- Информацию о составе продуктов питания, их пищевой ценности, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях (пункт 2 статьи 10 закона “О защите прав потребителей”). См. Постановление Правительства РФ от 23.04.1997 N 481 “Об утверждении Перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний”.
- Информацию об энергетической эффективности отдельных товаров (пункт 2 статьи 10 закона “О защите прав потребителей”).
- Информацию об энергетической эффективности отдельных товаров (пункт 2 статьи 10 закона “О защите прав потребителей”). См. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 “О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара”.
- Если товар не предназначен для детей, и есть хотя бы минимальный риск, что ребенок может пострадать от использования товара, надо об этом информировать потребителя (пункт 3 Постановления Правительства РФ от 18.09.2012 N 943 “Об особенностях маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке или знаком соответствия, и о порядке информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и факторах, от которых он зависит”).
- Для продукции, подлежащей декларированию соответствия нужно указать, были ли доказательства получены с участием третьей стороны, а если товар задекларирован основании собственных доказательств, товар маркируется надписью “При принятии декларации о соответствии не использованы доказательства, полученные с участием третьей стороны” (пункт 2б) Постановление Правительства РФ от 18.09.2012 N 943 “Об особенностях маркировки впервые выпускаемой в обращение продукции, в том числе знаком обращения на рынке или знаком соответствия, и о порядке информирования приобретателя, в том числе потребителя, о возможном вреде такой продукции и факторах, от которых он зависит”).
- Информацию для потребителя, обозначенную в техническом регламенте соответствующей продукции. Например, в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» есть статья 9 «Требования к маркировке продукции”. Этот регламент обязывает, например, для одежды наносить вид и массовую долю (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале, вид меха, символы по уходу за изделием, толщину кожи, сорт и т. д.
- Единый знак обращения продукции на рынке.
- Дату изготовления.
- Упаковка, практически, любой продукции, должна содержать цифровое обозначение и (или) буквенное обозначение (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка, а также специальную пиктограмму. Информация об упаковке должна быть приведена в сопроводительных документах и содержать: наименование упаковки; информацию о назначении упаковки; условия хранения, транспортирования, утилизации; наименование и местонахождение изготовителя (производителя), информацию для связи с ним и многое другое (Технический регламент таможенного союза “О безопасности упаковки” ).
ЯЗЫК
Пункт 2 статьи 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей” гласит о том, что информация доводится до потребителя на русском языке.
Также гласит об этом пункт 15 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).
А вот технические регламенты могут гласить и о латинице. Например, технический регламент «О безопасности продукции легкой промышленности” в пункте 3 статьи 9
«Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита”.
Импортеру благоразумно всегда указывать единообразно переводную информацию. Например, информацию о наименовании производителя и его адресе.
Требования к переводу и переводчику не предъявляются. Можно достаточно вольно переводить — методом транскрипции или транслитерации. Если иностранный поставщик давно работает с Россией, он может сам сказать, как лучше перевести его наименование и адрес на русский язык. При этом обязанности по переводу желательно возложить на сотрудника приказом. Желательно принять к сведению письма Минфина РФ от:
- №03-03-06/1/168 от 22.03.10;
- №03-08-05/1 от 26.03.10;
- №03-03-05/170 от 14.09. 09;
- №03-03-05/23 от 16.02.09;
- № 03-03-06/1/202 от 20.04.12.
Все упомянутые приказы говорят о том, что перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистами самой организации, на которых возложена такая обязанность в рамках исполнения должностных обязанностей. Конечно, письма Минфина не являются источником права. Но можно на них ориентироваться как на пример практического подхода.
Чтобы не понести убытки, нужно наименования в переводе всегда писать одинаково. Поэтому как бы ни смешно казалось некоторым требование о назначении переводчика приказом, это вносит дисциплину в рабочий процесс. Если во внешнеторговом контракте написать одно наименование, в декларации о соответствии другое, а на упаковке третье, то, конечно, у проверяющих органов возникнут крайне болезненные для владельца товара вопросы.
Сложнее с моделью товара.
Упрощенно риски можно рассмотреть по стадиям:
- Подтверждение соответствия. На этом этапе никто не укажет на ошибку, т. к. органы по сертификации продукции как коммерческие организации работают за деньги и довольно лояльны по отношению к клиентам. Но ошибка, допущенная на этом этапе, может впоследствии вылиться в признание документа недействительным.
- Ввоз и таможенная очистка (претензии со стороны ФТС).
- Штраф за нарушение требований технических регламентов.
- Реализация товара на внутреннем рынке оптом и претензии со стороны ФНС.
- Реализация товара в розницу и контроль со стороны Роспотребнадзора и прокуратуры.
- Потребительский экстремизм.
По этапу ввоза особо важно определение Верховного Суда РФ от 24.05.2016 N 307-КГ16-4198 по делу N А21-306/2015. За указание в документах товара как “моющее средство для рук, мыло жидкое “Merida” повлекло отказ в выпуске товаров таможней. И Верховный Суд это поддержал.
Существуют и риски получить штраф за нарушение технических регламентов вследствие указания наименования товара на иностранном языке. Это статья 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Санкция вплоть до конфискации товара и административной приостановки деятельности.
Возможные претензии со стороны ФНС рассмотрим подробнее. Пункт 9 части II Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации” гласит: «Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык”. Т.е. в бухгалтерских документах модель товара может быть указана на иностранном языке, но с переводом на русский.
Существует письмо ФНС РФ от 10.12.2004 N 03-1-08/2472/16 “О налоге на добавленную стоимость”. Оно интересно тем, что налогоплательщик в графе “наименование товара” счета-фактуры указал набор знаков, цифр и символов, заполненных в том числе на иностранном языке. В результате штраф за необоснованность вычетов сумм налога на добавленную стоимость, указанных в счете-фактуре, отдельные показатели которого заполнены на иностранном языке.
Существует отрицательная для бизнесменов судебная практика — см. постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 декабря 2003 г. N А29-2112/2003А.
С другой стороны, существует и положительная судебная практика: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 мая 2004 г. N А72-9106/03-Л633. Здесь упомянуто, что включение в наименование товара символов на иностранном языке не препятствует его идентификации.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.04.2006 N Ф04-2191/2006(21543-А46-25) – если латинскими буквами указано только наименование товара, то это не мешает получению вычета по НДС.
Вывод: на практике наименование продукции все равно указывается латиницей, нарушая многие нормативные правовые акты. И риск при этом, к сожалению ложится на импортера.
Как можно по-русски указать модель автомобильного усилителя KAC-PS704EX? Вряд ли это возможно и практично. Но надо при этом помнить упомянутую выше историю с мылом жидким “Merida”.
Теоретически возможен еще и потребительский экстремизм. Потребитель может обратиться в суд или в прокуратуру и указать на то, что модель товара указана на иностранном языке, сослаться на закон о защите прав потребителей, различные постановления правительства и технические регламенты. И в этом случае суд однозначно встанет на сторону потребителя, потому что в законе “О защите прав потребителей” присутствует презумпция виновности продавца.
КАК ДОВЕСТИ ИНФОРМАЦИЮ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ
Необходимо выяснить для каждого товара, как именно сообщить потребителю требуемую информацию. Например, в техническом регламенте “О безопасности низковольтного оборудования” в пункте 1 статьи 5 указано, что наименование, модель и т. п. должны быть нанесены на сам товар и указаны в прилагаемых к нему эксплуатационных документах. При этом наименование изготовителя, наименование и обозначение низковольтного оборудования (тип, марка, модель) должны быть также нанесены на упаковку.
В целом можно выделить следующие способы доведения информации:
- На самом товаре (маркировка).
- На потребительской упаковке.
- На этикетке.
- На листке-вкладыше.
- В сопроводительных документах, помещаемых в каждую потребительскую упаковку или прилагаемых к каждой потребительской упаковке.
КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ МАРКИРОВКУ
Лучшим способом обеспечить правильную маркировку будет наличие в штате компетентного ответственного сотрудника. Его нужно обязать поддерживать в актуальном состоянии специальную таблицу. В строках будут пункты нормативных правовых актов. А в столбцах — наносимая маркировка. В ячейках таблицы будут:
- Ссылка на пункт нормативного правового акта;
- Пример маркировки.
- Место расположения информации (на корпусе изделия, в инструкции и т.п.).
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ МАРКИРОВКА
Отметим также, что в ближайшее время стоит ожидать введение обязательной маркировки большого количества категорий товаров.
См. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 791-р “Об утверждении модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации”.
Целью объявлено предотвращение незаконного оборота промышленной продукции. Ведущая роль в координации действий всех заинтересованных министерств принадлежит Минпромторгу.
Речь о маркировке продукции чипами или кодами и создании единой информационной системы для возможности проследить движение каждой упаковки товара.