[no_toc]
Возникновение споров в хозяйственной деятельности неизбежно. А внешнеэкономическая деятельность подразумевает, что контрагенты зарегистрированы в разных государствах. Комбинация этих факторов означает, что любой спор несет с собой крайне обременительные затраты на судебные издержки и взыскание долга. Дело в том, что государства обладают развитыми национальными правовыми и судебными системами. Но не существует специального международного суда по экономическим спорам, как не существует процедуры их рассмотрения. И не существует общего права.
Более того возникает проблема взыскания адекватной компенсации с виновной стороны. Национальные государственные суды не всегда наделены компетенцией рассмотрения международных коммерческих споров. Например, в СССР государственные суды рассматривали споры только между социалистическими предприятиями и не были уполномочены принимать исковые заявления от иностранных лиц.
Даже если международные коммерческие споры могут быть подсудны государственным судам, есть и иная проблема – вынесенное судебное решение обладает принудительной силой государства только в стране нахождения суда. Взыскать имущество должника по такому судебному решению в другой стране, как правило, не представляется возможным. Если нет особых межгосударственных соглашений о признании и исполнении судебных решений, сделать ничего нельзя. Иными словами, суд выигран, а взыскать что-либо с должника не получится.
Заседание арбитража в фильме “Социальная сеть”. |
Перечень международных договоров РФ о правовой помощи,предусматривающих признание и исполнение судебных решений, можно посмотреть здесь. Как видим, список стран достаточно краток. И в нем нет таких ведущих торговых партнеров России как Германия, Турция, Япония, Великобритания, Южная Корея, США.
Принципы и идея арбитража
Международный коммерческий арбитраж обладает следующими чертами:
- Арбитраж не входит в национальную судебную систему. Т.е. имеет негосударственную природу.
- Спор рассматривается независимыми арбитрами (третейскими судьями).
- Арбитры избираются сторонами.
- Решение суда окончательно и обязательно для сторон.
Идея арбитража достаточно наглядно иллюстрируется историческим примером. Купцам во все времена нужно было быстрое и справедливое разрешение споров. Отсюда закономерно возникла идея арбитража. Арбитраж – явление более древнее, чем государственное судопроизводство. Допустим, купец приехал на ярмарку. Он просто не имеет возможности проводить длительную судебную тяжбу. Поэтому приглашаются авторитетные люди (как правило, купцы), и их просят разрешить спор. Важно подчеркнуть, что речь идет именно о споре – об отсутствии единообразного понимания условий сделки. Если поднимать вопрос о том, что один контрагент недобросовестный и сознательно совершил мошенничество, то третейский суд может оказаться бессильным: мошенник просто будет уклоняться от избрания арбитров. Поэтому изначально предполагается, что стороны спора добросовестны, но оказались в ситуации, когда они уже связаны договором, но не имеют взаимопонимания по конкретному вопросу и не могут договориться самостоятельно.
Правовая основа международного коммерческого арбитража
Существует ряд международных договоров в области унификации арбитражного процессуального права. Одним из основных договоров является Конвенция
Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.).
Иностранное арбитражное решение по смыслу конвенции – это любое арбитражное решение, вынесенное за границей. Договаривающиеся государства признают арбитражные решения как обязательные и обеспечивают их исполнение принудительной силой государства.
Статус конвенции можно посмотреть здесь. Всего участников 157. Для России как правопродолжателя СССР Конвенции действует с 22 ноября 1960 г.
Более того, в России принят также и специальный закон – закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-I “О международном коммерческом арбитраже”. На основании пункта 1 статьи 35 данного закона Арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным и при подаче в компетентный суд письменного ходатайства приводится в исполнение.
Преимущества арбитража и недостатки государственного суда
Если спор рассматривается в иной стране в государственном суде, то возникают следующие проблемы:
- Придется нанимать местного юриста, т.к. важно знать процессуальный порядок страны судопроизводства. Поиск такого юриста или адвоката может быть непрост, а проверка его квалификации затруднена.
- Придется вести судопроизводство на государственном языке, что означает необходимость перевода и заверения всех документов.
- Наличие нескольких инстанций и затягивание судебной тяжбы в государственном суде. 4. Применение государственным судом иностранного права крайне затруднено. Потребуется приглашение проведение дополнительных экспертиз.
- Государственные судьи могут иметь предвзятое мнение и быть заведомо настроены против иностранного участника спора, проявляя благосклонность по отношению к соотечественнику.
- Как уже упоминалось выше, исполнить решение государственного суда в другом государстве, как правило, невозможно.
- Нагрузка на судью государственного суда может быть излишне высокой для качественного рассмотрения дела. Например, в России по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в первом полугодии 2015 года показатель средней нагрузки на судью месяц в Арбитражном суде Московской области составил 171,4 дела. В месяце 20-21 рабочих дней, что означает приблизительно 8 дел в день, а при восьмичасовом рабочем дне – меньше 1 часа на дело.
- Судьи могут быть оторваны от реальностей бизнеса.
- Низкое доверие судебной системе. Например, в России крайне велико количество обращений в апелляционные и кассационные инстанции, что свидетельствует о том, что суды первой инстанции не пользуются авторитетом.
Преимущества арбитража:
- Арбитры, как правило, обладают высокой квалификацией. В этой сфере не место случайным людям.
- Стороны назначают арбитров самостоятельно. Для предпринимателей это крайне важно. Доверие сторон арбитрам порождает доверие выносимому решению.
- Процедура разрешения спора определяется сторонами. Это удобнее, чем разбираться в процессуальном праве чужой страны. Как правило, процедура не обременяется излишними бюрократическими формальностями.
- Решение выносится быстро. По общему правилу обжалования не предусмотрены – решение окончательно.
- Судопроизводство в государственных судах гласное и открытое. А арбитраж всегда рассматривает дело без огласки. Это позволяет сохранять коммерческую тайну.
- Так как решение выносится быстрее, то требуется понести меньше расходов на такое разрешение спора.
- Арбитраж руководствуется прежде всего положениями внешнеторгового контракта. Применяемое право служит лишь дополнительным источником. При этом отменить решение арбитража на основании неверного трактования правовых норм невозможно. Это оговорено в статье V Конвенции Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.), а также закреплено Законе РФ от 07.07.1993 N 5338-1 “О международном коммерческом арбитраже”.
- Решение можно исполнить в другом государстве. Одного этого уже достаточно. Потому что решение государственного суда исполнить затруднительно. При этом оснований для отказа в принудительном исполнении по упомянутой Нью-Йоркской конвенции меньше, чем для отмены решения государственного суда, например, по российскому законодательству.