Денежно-кредитная политика

Деньги Экономика

Теоретическая база для проведения денежно-кредитной политики

Экономика государства нуждается в управлении и регулировании, для чего применяются финансово-экономические инструменты. Были в истории экономической мысли, конечно, и либеральные направления, например, фритрейдерство, постулирующее политику невмешательства государства в экономику. Но современные теоретики и практики все же склоняются к тому, что регулирование экономики необходимо. Степень этой необходимости разнится. Для достижения целей нашего исследования будем рассмотрим кейнсианский и монетаристский подходы в макроэкономике.

Понятие “макроэкономика”, видимо, впервые употреблено Рагнаром Фришем, норвежским экономистом. Он считается автором этого понятия [Витчукова Е.А. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики, стр. 15]. А основателем современной макроэкономической теории признан Джон Мейнард Кейнс, выпустивши й в 1936 году знаменитую книгу “Общая теория занятости, процента и денег”. Кейнсианство оставалось ведущей теорией вплоть до 1970-х годов.

Основные постулпты кейнсианства:

  • Саморегулирование рыночной экономики ведет к катастрофе, поэтому вмешательство государства жизненно необходимо.
  • Уровень занятости связан с эффективным спросом. Эффективный спрос – это действительный спрос, а не потенциальный (включающий сбережения). Важнейшие проблемы экономики необходимо рассматривать именно с позиции спроса, а не предложения.
  • Основным инструментом регулирования экономики выступает бюджетная политика, задача которой обеспечить занятость населения.

Теория Кейнса нашла применение на практике и во многом благодаря ей до конца 1960-х годов в развитых странах не наблюдалось глубоких экономических кризисов. Новый курс Рузвельта во многом базировался на идеях Кейнса: организовывались общественные работы, государство финансировало строительство крупных и важных объектов и т.п.

Но трудности в экономике США и других государств в начала 1970-х привели к необходимости пересмотра кейнсианской интерпретации государственного регулирования. Зарождается монетаризм, основоположником которого считается Милтон Фридман. Монетаристская концепция также находит применение на практике в политике Р. Рейгана и М. Тэтчер, он воплощается в жизнь посредством таких столпов мировой экономики как Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный банк Реконструкции и Развития, Всемирный банк. Монетаристская теория нашла воплощение и в российских реалиях в виде реформ: отказавшись от плановой экономики СССР, страна обратилась к методике, рекомендованной МФВ.

Основные положения монетаризма:

  • Государство должно ограничивать свою регулирующую роль в экономике. А именно ограничиться контролем над денежным обращением.
  • Рынок – саморегулирующаяся система, избыточное присутствие государство в экономике пагубно.
  • Денежная масса влияет на потребительский спрос. Увеличение массы денег подстегивает производство. Но после определенного момента (полной загрузки мощностей), возникает рост цен и инфляция.
  • Инфляция должна подавляться любыми средствами, в том числе уменьшением социальных программ.
    Главный регулятор – денежная эмиссия.

Принципиальные различия монетаризма и кейнсианства в оценке роли государственного вмешательства в экономику.

Понятие денежно-кредитной политики и ее цели и основные инструменты

В долгосрочной перспективе целью денежно-кредитной политики выступает повышение уровня жизни населения. Выражаться это может в таких показателях как рост ВВП или уровне инфляции.
Однако, цели детализируются и на каждый конкретный обозримый период времени, например, год. Здесь формируются тактические цели. Такие как предложение денег (состояние денежной массы), курс национальной валюты и т.п. Эти данные можно найти в публикуемых Банком России основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики.

Для нашего исследования основными инструментами государственного регулирования выступают [Голубев Г.М. Денежно-кредитная политика как инструмент регулирования экономики государства в переходный период, стр. 3]:

  • Фискальная политика.
  • Денежно-кредитная политика

Финансовая политика – это “основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций” [Витчукова Е.А. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики, стр. 30].

Денежно-кредитная политика дефинируется как “осуществляемые государством меры в области денежного обращения и кредита, целенаправленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, стабильности денежной системы” [Третьякова С.Н. Современная концепция денежно-кредитного регулирования, стр. 40].

Дадим еще одно определение. “Денежно-кредитная (монетарная) политика является составной частью единой государственной экономической политики, которая воздействует на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения, роста реального объема производства и равновесия платежного баланса” [Витчукова Е.А. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики, стр. 64].

Определение : “Кредитно-денежная политика (monetary policy) – изменение предложения денег, производимое центральным банком с целью воздействия на ставку процента и достижения неинфляционного объема производства совокупного продукта при условии полной занятости” [Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: принципы, проблемы и политика, стр. 997]

Упрощенно говоря, фискальная политика это влияние на экономику путем изменения налогообложения (повышение, понижение, освобождение от налогов и т.п.) и управление государственными расходами.

А денежно-кредитная политика влияет на экономику в основном путем регулирования в основном:

  • Процентных ставок.
  • Нормативов обязательных резервов.

Однако, в каждом конкретном случае – то есть в каждой конкретной стране, где проводится самостоятельная денежно-кредитная политика – методы могут детализироваться различаться. Например, в Российской Федерации в федеральном законе от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. От 18.07.2017) “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” в статье 35 закреплены следующие инструменты и методы денежно-кредитной политики:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • обязательные резервные требования;
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени;
  • другие инструменты, определенные Банком России.

Денежно-кредитная политика воздействует на экономику обычно косвенно. Собственно говоря, рыночная экономика предполагает все же самостоятельность экономических субъектов. Поэтому прямое регулирование воспринимается довольно грубым вмешательством и часто осуждается. Но, тем не менее, мы можем видеть, что прямые количественные ограничения – законный способ регулирования экономики, и Банк России вправе их применять.

Итак, государство посредством денежно-кредитного регулирования имеет возможность влияет на структуру денежного спроса и предложения. Таким образом государство достигает поставленных целей. А выработка и реализация денежно-кредитной политики возложена на центральный банк. Явные цели денежно-кредитной политики публично объявляются властями. Это целевые ориентиры. Среди них могут быть:

  • Денежная масса.
  • Темпы инфляции.
  • Процентные ставки денежного рынка и т.п.

В теории целью денежной-кредитной политики должно быть достижение экономикой такого общего уровня производства, для которого соблюдаются:

  • Полная занятость ресурсов;
  • Отсутствие инфляции.

Денежно-кредитная политика должна измененить денежное предложение, с целью регулирования совокупного объема производства, занятости и цен. Иначе говоря, надо увеличивать денежное предложение во время спада – так стимулируются расходы. И сокращать денежную массу при инфляции, чтобы расходы населения ограничить. То есть прослеживается тендения к адаптация денежно-кредитной политики в зависимости от фазы экономического цикла.
В качестве основных концепций денежно-кредитной политики можно выделить две разновидности:

  • кредитная экспансия (политика дешевых денег).
  • кредитная рестрикция (политика дорогих денег).

Экспансионистская денежно-кредитная политика означает расширение масштабов кредитования и понижение процентных ставок. Кредитная экспансия увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые за счет выдаваемых кредитов увеличивают массу денег в обороте.
Рестриктивная денежно-кредитная политика означает ограничение эмиссии денег и ужесточение условий для кредитных операций, а также повышение уровня процентных ставок. Кредитная рестрикция ограничивает возможности коммерческих банков по кредитованию бизнеса и населения, тем самым сокращая денежные ресурсы в экономике.

Субъекты денежно-кредитной политики. Центральный банк

Субъектами денежно-кредитной политики выступают центральный банк как проводник денежно-кредитной политики государства, а также коммерческие банки.
Объекты денежно-кредитной политики – это спрос и предложение на денежном рынке.
Вкратце и условно можно описать механизм денежно-кредитной политики так:

  1. Центральный банк своими действиями изменяет величину реального предложения денег в экономике.
  2. Банковский сектор реагирует изменением процентной ставки при предложении кредитов и депозитов.
  3. Совокупные расходы (в том числе инвестиционные) в экономике изменяются в ответ на изменение процентных ставок.
  4. Объем предложения на рынке изменяется в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов).

Денежно-кредитная политика может быть жесткой и гибкой. Жесткая политика стремится поддержать денежную массу на заданном уровне. Чаще всего проводится в условиях высокой инфляции. Гибкая денежно-кредитная политика направлена на поддержание процентной ставки на нужном уровне. Такая политика строится на изменении предложения денег в экономике в зависимости от изменения спроса на деньги. Одновременно зафиксировать и массу денег, и процентную ставку обычно не получается. Такое массированное регулятивное воздействие может не найти понимания в деловых кругах и у населения, что чревато политическими последствиями.

Уже неоднократно упоминавшийся центральный банк требует отдельного пояснения. Центральный банк монопольно осуществляет эмиссию денег и организует денежное обращение и проводит в жизнь государственную денежно-кредитную политику. А также выступает кредитором для иных кредитных организаций через систему их рефинансирования.

В теории центральный банк при рыночной экономике должен быть независим и действовать самостоятельно. Независимый центральный банк выступает сдерживающим фактором для правительства – он не дает возможности монетарного финансирования дефицита бюджета.

Лишенное возможности чеканить монету правительство может получить необходимые средства для покрытия расходов только двумя путями: чрез налогообложение и займы. Если же правительство не лишено такой возможности, то исторически это вело к повсеместной проблеме порчи монет государственной властью – уменьшении содержания благородных металлов, уменьшения веса монеты, переход к бумажным деньгам и часто необузданная печать девальвированных и не обеспеченных товаром и золотом бумажных денег (гиперинфляция). Иными словами, стабильность денежной массы может вступать в противоречие с текущими целями правительства. Независимый центральный банк лучше справляется с поддержанием стабильности валюты. Эта функция настолько важна, что в Российской Федерации даже закреплена в части 2 статьи 75 Конституции: “Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти”.
Независимость центрального банка особенно важна при принятии непопулярных решений. Автономия может быть политическая – способность единолично установить цель денежно-кредитной политики. Экономическая автономия означает возможность без вмешательства и на свое усмотрение применять весь имеющийся инструментарий (в том числе денежную эмиссию).

Однако, юридическая независимость не означает фактической независимости. Экономистами разработано несколько индексов для оценки независимости центральных банков. Наибольшую известность получил индекс, предложенный Кукерманом – индекс GMT.

Независимость денежно-кредитной политики

Во времена Бреттон-Вудской системы трансграничное движение капитала было затруднено. Страны Европы занимались внутренними проблемами, главной из которых бало восстановление национальной экономики, опираясь на план Маршалла. Иначе говоря, страны нуждались в автономной денежно-кредитной политике. Стабильность достигалось фиксированным валютным курсом.
Однако, с разрушением Бреттон-Вудской системы подавляющее большинство стран сделало выбор в пользу мобильности капитала. Возникает трилемма Манделла – “невозможная троица” или “несовместимая троица” в денежно-кредитной политике.
А именно только два направления могут быть совместимы:

  1. Достижение мобильности капитала.
  2. Фиксированный валютный курс.
  3. Автономная денежная политика.

Сейчас чаще звучит вопрос о “счастливой троице”. Ее три постулата:

    1. Сильная международная валюта.
    2. Плавающий курс.
    3. Крепкие финансовые институты

[Юдина И.Н. Теория и практика проведения денежно-кредитной политики в странах с формирующимися рынками, стр. 12].

При отсутствии данных условий страна не может интегрироваться в мировой рынок капитала. Если курс национальной валюты фиксирован и присутствует свободное движение капитала, то процентные ставки в местной валюте будут меняться в унисон с зарубежными рынками. Центральный банк, вероятно, в данном случае будет лишен возможности насаждать собственную процентную ставку.

Гибкий валютный курс означает возможность отклонения от мировых тенденций процентных ставок. Тогда возникает угроза абсорбции внешнего шока. Валютный курс может стать крайне нестабильным. Волатильности на валютных рынках можно избежать, если ориентироваться на процентную политику других стран (то есть их центральных банков).

Развитые страны экономически давят на развивающиеся страны. В условиях глобализации денежно-кредитная политика лишена былой самостоятельности, что ставит развивающиеся страны в крайне уязвимое положение.
Можно выделить пять каналов, по которым страны с ключевыми валютами распространяют эффект своей денежной политики на остальной мир:

  1. В попытке предупредить приток спекулятивного капитала национальный центробанк устанавливает заниженные процентные ставки.
  2. В странах с ключевой валютой денежная политика сказывается на доходности по облигациям, а через это на доходность по облигациям в других странах (так называемое балансирование портфеля). Особенно это заметно при проведении операций на открытом рынке путем широкомасштабных интервенций.
  3. Если в стране с ключевой валютой более низкая процентная ставка, она будет давить на валютный курс развивающейся страны.
  4. Так как возможны заимствования в иностранной валюте, то политика Федеральной резервной системы и Европейского центрального банка напрямую влияют на условия заимствования в остальной части мира. Иначе говоря, большая часть долгов во всем мире – это долги в долларах США и евро.
  5. В развивающиеся страны возможен приток капитала из развитых стран. Это выступает дополнительным источником финансирования и может вызвать бум кредитования.

Надо отметить, что интересы большинства инвесторов перемещаются в развитые страны. Рост мировой экономики в ближайшее время будет умеренным, взрывного роста не ожидается, и это явление носит глобальный характер. Обычно для описания воздействия политики одной страны на политику другой страны обозначается словом spillovers. МВФ ввел в оборот еще одно новое слово – spillbacks. Это попытка предупредить ФРС о том, к чему ведет политика “легких” денег. Spillbacks – это обратная связь в экономике. Политика нулевой процентной ставки, политика сверхнизких процентных ставок и особенно резкий отказ от такой поитики не может не скзаться на остальных странах мира.
МВФ призывает центральные банки стран с основными валютами проводить понятную другим странам политику, чтобы они сумели подготовиться к spillovers и spillbacks. Выход видится в кооперации и четком оповещении о планируемых шагах.

Литература

Витчукова Е.А. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики: курс лекций. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016. – 164 с.

Голубев Г.М. Денежно-кредитная политика как инструмент регулирования экономики государства в переходный период: Учеб. Пособие. Спб.: Изд-во СпбГТУ, 2000. 52 с.

Третьякова С.Н. Современная концепция денежно-кредитного регулирования: монография – Краснодар: Кубанский гос. Ун-т, 2016. – 323 с.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. 19-го англ. Изд. – М.: Инфра-М., 2015. – 1028 с.

Юдина И.Н. Теория и практика проведения денежно-кредитной политики в странах с формирующимися рынками. – М.: Инфра-М. 2017, 109 с.

Оцените статью
ВЭД.РФ
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии